Игорь Кузяев

 

Немного о театре:

Всякий юбилей, как нынче модно выражаться в кругах российской творческой интеллигенции, явление само по себе "неоднозначное". С одной стороны, каждому приятно получать многочисленные поздравления, особенно искренние, подкреплённые дорогими и иногда бывает даже небесполезными для юбиляра подарками. Но с другой, остающейся, как правило, вне общественного внимания, стороны, чем грандиознее масштабы празднования, тем больше забот выпадает на долю организаторов подобных мероприятий. Юбилей театра, особенно любительского, коим "Поэмимы" являются исключительно согласно формальному статусу, но не по существу, как нельзя лучше подтверждает сформулированный ранее тезис. Разумеется, очень здорово вновь встретить друзей, которых судьба разбросала по всему свету, вспомнить забавные эпизоды из спектаклей и репетиций, поностальгировать о безвозвратно канувших в Лету "застойных временах"...
Обратная сторона медали, увы, также хорошо всем известна: катастрофическая нехватка времени, сил и средств (впрочем, отсутствие последних - перманентная проблема не только нашего и не только театра).
Но сегодня хотелось бы поговорить о вещах более глобальных, не сиюминутных. В частности, у автора появилось желание разобраться, наконец, с вопросом: какого, собственно говоря, направления придерживается театр, какова парадигма его развития? Вывод, сделанный на основе анализа репертуара за последние 20 лет, парадоксален. Ведь "Поэмимы", как это не покажется на первый взгляд странным, по существу самый настоящий триллер-театр. Аргументы? Сколько угодно. С самых первых спектаклей Гермони мало какое представление обходилось без крови, драк, убийств. И если в "Прикосновении" по Ибрагимбекову или в "Дереве дружбы" это можно было списать на военную тематику, то убийство юной Ящерицы, в мирное, кстати, время, ничем иным кроме паталогической кровожадности режиссёров объяснить нельзя.
Даже в комедиях, таких как "Самоубийца" Эрдмана и "этапной" по выражению самих В.В. и Е.С. "Зойкиной квартире", самые кульминационные моменты - убийства Гуся и Феди Петюнина. Лучик надежды на торжество идеалов гуманизма забрезжил в "Поэмимах" когда мы обратились к зарубежным авторам.
У Брэдбери в "Чикагской бездне" всё обошлось выбитыми зубами Старика; в "Автобусе" болгарина Стратиева - окровавленным носовым платком на одном из спектаклей; потасовку же Сосия и Меркурия из "Амфитриона" Генриха фон Клейста вообще нельзя вспоминать без улыбки. Но с 1992 года мы начали ездить на фестиваль "Театральные встречи УПИ" в Екатеринбурге. Смертельная карусель закружилась с новой силой. Считайте сами: "Cтаруха" - 1 труп, "Чайка" - 2 (Треплев и чайка), "Кандид" - сплошная мясорубка!!! Мне могут совершенно резонно возразить:
“А как же быть с "Кабаре", получившим в том же Екатеринбурге диплом 1 степени?" Во-первых, как уже отмечалось ранее, в Европе каннибализм не прижился, а "Кабаре" был поставлен по произведениям поэтов самой европейской из стран Старого Света. Ну, а во-вторых, господа скептики, не бывает правил без исключений. Которые служат правилу самым наглядным доказательством. Методом "от противного". Зачем далеко ходить?! Возьмём две из последних работ театра: "Бес" Иванова и "Навсегда-навсегда" Драгунской. Бедняга Крюксон травится ядом, потом в него стреляют из пистолета, саму киллершу два алкаша спаивают горячим шоколадом. А "Бес"? Ведь это чистой воды компиляция "Uno momento", незамысловатого шлягера макаронников из нашего фильма "Формула любви". Помните, чем там всё закончилось?
Ну и, напоследок, вернусь к началу данной статьи. Хотя поздравлять самих себя не принято, а театр - это мы все и есть: режиссёры, актёры, техническая группа, зрители - тем не менее, хочу пожелать любимому коллективу прожить следующие 20 лет также весело, энергично, в постоянном поиске нового, как он прожил первые 20 лет своей (нашей!) жизни.

 

 

Hosted by uCoz